ЛЕОНАРДО — ЗАГАДКИ ГЕНИЯ

Светлана Белоус

Помню, как однажды я проснулся в своей колыбели.
Мне почудилось, что большая птица раскрыла
крылом мне рот и погладила перьями по губам.
Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи практически не оставил заметок, имеющих отношение к собственной жизни. Возможно, они просто не сохранились, т.к. бόльшая часть его архива утрачена. Однажды, излагая на бумаге теорию формирования рек, он обронил название деревни, в которой жил в детстве – Анхиано, –  и тут же зачеркнул это слово. Однако Бог действительно благословил его на великое творчество во всём, что только было ему доступно, и крыло, почудившееся младенцу, наверное, было крылом ангела…
Дата рождения Леонардо – 15 апреля 1452 года. Место рождения – окрестности городка Винчи. Загадки, связанные с Леонардо, начинаются с первых дней его жизни. Однако то, что Леонардо был незаконнорожденным сыном известного и богатого нотариуса Пьеро да Винчи (Пьеро из Винчи) считается доказанным, т.к. сохранилась запись в налоговом реестре, относящемся к 1457 году, которая подтверждает это. Имя его матери точно неизвестно. Биографы гения называют её молодой крестьянкой по имени Катерина. В Винчи же любят рассказывать, что она была хозяйкой таверны. Некоторые искусствоведы находят образ матери на картинах Леонардо. Мальчика рано лишили матери – в четыре года он переселился в дом отца, который был женат, но не имел детей в этом браке. Известно, что Пьеро да Винчи всего был женат четыре раза, при этом три его жены умерли, и кроме Леонардо у него был ещё дети – девять сыновей и две дочери.
Леонардо посещал начальную школу, scuola d’abaco г. Винчи, любил рисовать и лепить, играл на музыкальных инструментах, изучал основы некоторых ремёсел. Систематического образования Леонардо не получил, т.к. внебрачным детям нельзя было обучаться в университете. Можно сказать, что Леонардо был самоучкой. Кроме того, он изобрёл собственный «стиль» письма. Писал левой рукой, да к тому же ещё и справа налево, в зеркальном отражении. Поэтому рукописи Леонардо да Винчи читают при помощи зеркала. Его записи содержат ошибки, сокращения собственной системы и слова тосканского диалекта; при этом отсутствуют знаки препинания, кроме редких точек.
Самый образованный человек своего времени, Леонардо да Винчи, был самоучкой, жадно изучая и исследуя всё, что ему казалось интересным. Для него «неграмотность» означала неиспорченность, свободу от чужих идей и заблуждений. Он с гордостью подписывался «Leonardo Vinci dissepolo della sperientia» – «Леонардо Винчи, ученик опыта».
С 1466 года Леонардо учится во Флоренции и работает в конторе отца напротив дворца Барджелло. Одновременно он обучается математике, удивляя учителя своими способностями и оригинальностью вопросов. Кроме того, Леонардо продолжает рисовать каждую свободную минуту.
Как пишет в книге «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, сер Пьеро отобрал несколько рисунков сына и «отнёс их Андреа Верроккьо, который был его лучшим другом, и настоятельно попросил ему сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов». Поражённый теми великолепными задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа сразу же договорился, чтобы мальчик поступил к нему в мастерскую. Леонардо тут же сделал это «с отменной охотой и стал упражняться… во всех областях, куда входит рисунок». Верроккьо – скульптор, живописец, ювелир – был известен тем, что его мастерская была центром самых передовых аналитических поисков в искусстве. Здесь изучали анатомию, перспективу, оптику. Верроккьо считался лучшим рисовальщиком своего поколения и был очень известным и хорошим педагогом: у него учились известные живописцы Перуджино и Гирландайо. Леонардо числился в списках учеников Верроккьо с пятнадцатилетнего возраста в течение девяти лет. Однако, ещё будучи учеником, он превзошёл своего учителя.
Джорджо Вазари, автор жизнеописаний знаменитых живописцев Возрождения, пишет, что когда Верроккьо писал образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, то по его поручению Леонардо написал на этой картине одного из ангелов (крайнего справа), который вышел намного лучшим, чем фигуры Верроккьо. Маленький, одетый в голубые одежды ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений.
Гениальность Леонардо да Винчи ярко проявлялась во всём, чем бы он ни занимался. Вот как пишет о нём Вазари:
«И в самом деле, дивным и божественным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи, и он достиг бы великих свершений в науке и сочинительстве, не будь он таким многосторонним… Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек,
как ниспосланные свыше, так и врожденные, – или нет, всё же
сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном
человеке: красота, грация, талант – были таковы, что, к чему
бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое
его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей
позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Его Джоконда и до сих пор есть предметом исследования не только для живописцев и искусствоведов, но для психологов, математиков, историков. Его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Как рисовальщик-график Леонардо достиг непревзойдённых высот, огромное наследие в виде картонов и страниц дневника, заполненных рисунками-штудиями, анатомическими деталями, чертежами различных изобретений, приборов, машин, архитектурных проектов, которые в последнее время активно исследуются и анализируются.
Значение Леонардо как гениального инженера и архитектора было, пожалуй, осознано лишь в ХХ веке, практически через полвека после его смерти. Невозможно в журнальной статье охватить всю многогранность гения. Поэтому здесь мы хотя бы кратко обсудим наследие Леонардо как инженера и философа, изучающего законы природы и пытающегося создать собственную модель мироздания.
Сейчас известно по разным оценкам 7000-10000 страниц уцелевших дневников Леонардо, находящихся в разных коллекциях. Все записи Леонардо были оставлены им любимому ученику – Франческо Мельци. Но после смерти Мельци рукописи исчезли и лишь в ХІХ веке они начали появляться, причём их владельцы сначала не смогли представить, каким сокровищем они обладают. Один из первых исследователей этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: «Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом – это чудо, но написано навыворот, так дьявольски, что не один раз я тратил целое утро, чтобы понять и скопировать две или три странички».
Мы приведём здесь лишь очень малую часть информации об этом достоянии, к сожалению, большей частью рассеянной в веках.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.