Глава 3. IS THE KEY OF SONETS A ROAD TO SHAKESPEAR`S MYSTERY?
НЕЛЁГКАЯ СУДЬБА НИКОЛАЯ КАСТРИКИНА
Мы уже не раз упоминали о том, что ни одна гипотеза об истинном авторе шекспировских творений не согласуется с содержанием сонетов. Действительно, так и было, пока не появилась публикация Николая Кастрикина. На наш взгляд, эта логично обоснованная и внутренне согласованная версия, заслуживает особого внимания.
Но внимания заслуживает и её автор – учёный-биолог, талантливый и разносторонний человек, который, как часто это случается, остался непризнанным, – Николай Фёдорович Кастрикин. Именно поэтому мы считаем необходимым рассказать о нём поподробнее.
19 декабря 2015 года Николаю Кастрикину исполнилось бы 85 лет. Он появился на свет на хуторе Зелёном Еланского района Волгоградской области в семье заместителя главного редактора районной газеты Фёдора Филипповича и колхозницы Анастасии Семёновны Кастрикиных. Его отец погиб в 1942 году на фронте, и сын решил стать военным.
В 1943 году мальчик поступил в Сталинградское суворовское училище, которое окончил в 1948 г. и был распределён в Высшее пехотное училище в Ленинграде. Через два неполных года ему пришлось демобилизоваться из-за болезни. В 1950 г. Николай поступил на биофак ЛГУ, отлично учился, но в 1952 г. учёбу вынужден был прервать: болезнь (опухоль третьего грудного позвонка, которую определяли «наполовину доброкачественной») прогрессировала и вскоре приковала его к постели, на долгих полтора года превратив в инвалида, у которого двигались лишь руки и голова. Он самостоятельно мужественно боролся с болезнью и, к удивлению врачей, одолел её без операции.
В 1955 г. Николай поступил на биофак МГУ, где встретил свою будущую спутницу жизни Людмилу. Они оба с отличием окончили МГУ в 1960 г., к этому времени в семье родились два сына.
Людмила Кастрикина вспоминает, что в аспирантуру при МГУ, куда Николая Фёдоровича пригласили сразу два профессора, его «не рекомендовало» бдительное партбюро за «упаднические настроения», а на самом деле – за чтение своих стихов-романсов ещё на первом курсе. Николай всю жизнь был поэтом!
Аспирантуру Николай Фёдорович окончил в Институте морфологии животных им. А.Н.Северцова, а в 1966 г. защитил диссертацию на степень кандидата биологических наук. Работы
Н.Ф. Кастрикина по молекулярной биологии и физиологии публиковались не только в отечественных, но и в зарубежных научных журналах. Где бы он ни работал, за какое бы дело ни брался, везде его исследования отличались новаторством и оригинальностью. Это вызывало зависть начальства, а поскольку Кастрикин отстаивал свою правоту, равно как и приоритет в научных открытиях, и был человеком, не идущим на всякого рода компромиссы, от него пытались избавиться, а потом, пользуясь «позвоночным» правом, мешали его дальнейшей научной карьере.
Несмотря на работы в области теоретической биологии, на новаторские предложения в подходах к решению проблемы сердечнососудистых заболеваний, а также предложению (независимо от американцев) нового безопасного механизма введения витамина D, несмотря на свободное владение тремя европейскими языками, Кастрикина… «убрали» из науки.
Возможно, это был тот самый случай, о котором говорят: «Нет худа без добра». Николай Фёдорович занялся переводами научной литературы с английского и немецкого. А главное, он, почувствовав свободу творчества, начал активно писать. С 1994 года вышли в свет его работы по теоретической физике, научно-популярные книги по биологии, а также работы, в которых приводились результаты его оригинальных исследований по истории литературы. Потоком шли стихи – романсы без музыки (около 900).
Этот удивительный, разносторонне одарённый человек стал автором увлекательнейших литературно-исследо-вательских работ: о тайне железной маски, о лермон-товской дуэли; о том, кто погубил Пушкина; кто убил Есенина и кто инсценировал его самоубийство; об обстоятельствах и причине устранения Маяковского; о тайне и трагедии Михаила Шолохова…
Самым же крупным его достижением мы считаем работу по идентификации автора произведений Шекспира.
Поклонник чуткий красоты,
За правду ревностный ходатай,
Толмач любовной немоты,
Природы добрый соглядатай,
– так писал о себе Николай Кастрикин, и эти строки подтверждаются всем тем, что мы знаем об этом необыкновенно талантливом и светлом человеке.
Наш мир загадочен, и, гость его случайный,Ты хочешь перед тем, как не проснуться,Хотя б на миг к одежде тайны тайнСвоим стихом певучим прикоснуться.Николай Кастрикин