АКРОБАТИЧЕСКИЙ ЭТЮД ДЛЯ ЦИЛИНДРА
Cветлана Белоус
Боком, боком и с подскоком,
И прыжком, и кувырком…
Русский фольклор
ОДНАЖДЫ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ
На тёмной полке в шкафу школьного кабинета физики тихо отдыхали деревянные бруски и цилиндры. Жизнь у них была спокойная и привычная. Раз в году их доставали с полки для проведения лабораторных работ по измерению силы трения. К этому событию бруски и цилиндры готовились весь год. Они знали, что Учитель снимет их с полки, раздаст детям и проследит, чтобы каждый из учеников прокатил цилиндры, а затем дал возможность брускам не только соскользнуть с наклонной плоскости, но и поездить по поверхности стола. А дети будут тянуть их, прицепив динамометры к специальному крючку. Это событие казалось обитателям полки настоящим праздником, и они готовились к нему целый год.
Потом Учитель собирал бруски и цилиндры, складывал их в коробку и отправлял назад на полку.
Самый большой брусок вместе с крупным гладким цилиндром лежали на полке отдельно. Их Учитель использовал для демонстрационных опытов гораздо чаще. Поэтому они считали себя самыми главными. Им казалось, что их имена надо произносить с почтением и писать, как принято у людей, с большой буквы: Брусок и Цилиндр.
Но однажды привычный ритм многолетней спокойной жизни был нарушен. На полке появился ещё один сосед – белый цилиндр, склеенный из плотной бумаги. Сначала новичок показался всем провинциальным и некрасивым – ведь он явно был изготовлен не на фабрике наглядных пособий, а кем-то из детей.
Однако вскоре оказалось, что белый цилиндр участвует в опытах почти ежедневно и делает что-то такое, что заставляет детей восхищённо смеяться и даже хлопать в ладоши. И тогда старые Брусок и Цилиндр решили подглядеть, что же такое делает их новый сосед, когда его достают из шкафа.
Вначале новичка тащили динамометром по столу, точно так же, как и всех остальных обитателей полки. «Фи», – сказал Цилиндр, – «Я тоже могу так катиться, причём даже быстрее и уж, конечно, уверенней и ровнее». «Да», – важно подтвердил Брусок. В это время Учитель приподнял доску, и белый цилиндр-новичок покатился сам с наклонной плоскости. «Ничего особенного», – сказал Брусок, а Цилиндр презрительно отвернулся. Учитель приподнял доску чуть больше. И вдруг… дети обрадовано захлопали в ладоши: цилиндр перевернулся, сделав сальто. «Да он настоящий акробат!» – заметили Весы и радостно захлопали чашками для взвешивания в знак восхищения. А Брусок и Цилиндр завистливо замолчали – они не могли объяснить остальным обитателям полки, которые с любопытством выглядывали из коробки, почему цилиндру Акробату удавались его невообразимые прыжки. Не могли понять этого и дети, они требовали от Учителя подробного объяснения.