Автор: Владимир Гусев
Часто можно услышать о различных методах тренировки памяти и внимания. Принято называть их общим словом мнемоника(или мнемотехника, которое изначально было введено лишь для методов запоминания чисел) от греческого слова “мнеме” (память).
Мнемотехника основывается на использовании природных возможностей нашего мозга. Мнемотехническое запоминание – это запоминание наглядных образов и представлений, а не слов. Ведь зрительный образ мы воспринимаем и запоминаем в тысячу раз быстрее, чем слово. Поэтому и дорожные знаки, например, представлены в виде знаков (образов), а не в словесной форме. Сложно себе представить, что бы было, если бы на дороге вместо дорожных знаков висели длинные и написанные мелким шрифтом указания, что делать водителю.
Историю, а точнее легенду, о б изобретении искусства памяти рассказывает Цицерон (известный древнеримский политик, философ и оратор) в своем сочинении “Об ораторе”. Приведём её краткое изложение .
На пир, устроенный аристократом Скопасом, был приглашен известный поэт и учитель риторики (обучал людей искусству красноречия) Симонид. Он прочитал хвалебную оду, в которой помимо хозяина восхвалял и мифических близнецов Кастора и Поллукса. По сути он изначально писал оду о них, а Скопаса добавил лишь для того чтобы получить вознаграждение. Аристократ решил заплатить только половину, а остальное посоветовал получить с близнецов. Скоро Симонида позвали во двор, где его якобы ждали двое молодых людей. На улице естественно никого не было, но в это самое время случилось землетрясение, которое разрушило много домов, все пирующие погибли. И только Симонид смог потом опознать тела людей. На удивление он запомнил, на каком месте сидел каждый из гостей, а ведь их было несколько сотен. Греки решили, что это могучие близнецы наградили поэта такой памятью, отблагодарив его за работу. А Симонид понял, что для хорошей памяти важнее всего привести в порядок то, что нужно запомнить.
Знаменитый оратор, политик, философ прославился умением убеждать, справедливостью и красноречием. Многие его фразы стали крылатыми. Речи Цицерон готовил очень продолжительные, необходимо было запоминать логику доказательств и фактов, которые использовались при выступлении. Цицерон при подготовке своих речей (он не только был непревзойдённым оратором , но и пользовался большим влиянием в Римском Сенате) использовал метод, который вошел в историю под его
До начала заседания суда или сената, он приходил в зал, где должен был произнести свою речь. Проговаривая свою будущую речь, он в своем воображении очень ярко представлял основные её вехи, рисовал образы того, о чём собирался говорить.
Если шла речь об армии, то он представлял между колонной римского солдата в доспехах, торговли – купца из далекой и загадочной Индии. Во время своего выступления он просто по порядку смотрел на те предметы, рядом с которыми поставил подсказки, и речь легко лилась из его уст.
Цицерон мог представлять в своих мыслях во время речи свой дом, множество комнат (античные сенаторы и ораторы были богатыми людьми). Просто теперь он расставлял всё, о чем хотел сказать людям, в своем доме, который прекрасно помнил.
Многие вельможи увлекались мнемоникой. Так Маркус Сенека, или Сенека Старший (отец знаменитого философа Сенеки, или Сенеки Младшего), также , будучи ритором, гордился тем, что мог повторить 2000 несвязанных слов или 200 строчек стихотворения, причем прослушав их лишь один раз.
В древних Греции и Риме, искусство запоминания было очень сильно связано с риторикой. Пользуясь разными приемами, ораторы могли без остановки произносить интереснейшие речи в течение нескольких часов. И именно как часть искусства риторики, искусство запоминания сохранялось в Европе, по праву являвшейся правоприемницей всего, что было создано в античности. Но приобщиться к ней могли далеко не все, из книг были лишь “Ad Herennium” неизвестного автора, “De Oratore” Цицерона и “Institutio oratoria” Квинтиллиан De Inventione. Зато владение приемами мнемотехники производили ошеломляющий эффект на непосвященных людей и этим часто пользовались.
Маттео Риччи, иезуит и миссионер, проповедовал католицизм в Китае, поражая местное население своей памятью. Он обучал трех сыновей губернатора искусству запоминания на религиозных образах. Мнемотехникой также занимался знаменитый Джордано Бруно, преуспевший в ней. Правда это ему не помогло, и за острый язык он был сожжен.
Далее в Европе распространилось учение об ассоциативности человеческой памяти, наука стала приобретать современные очертания и мнемоника стала так популярна, что датчанин Карл Равентлов добился того, чтобы разработанные им методы стали обязательными для преподавания в гимназиях Германии. Появившееся в 17-19 веках различные цифро-буквенные коды (когда каждой цифре соответствует одна или несколько букв) сильно приблизили мнемонику к современной.
В 1634 году Пьер Херригон описал в “Курсе Математики” первый цифро-буквенный алфавит. В 1649 году Станислаус Минк фон Винкельман повторил его результат, предыдущий изобретатель был забыт. В 19 веке вышло огромное количество книг о развитии памяти. Тогда этим стала интересоваться и официальная наука. В СССР 20-х годов известнейшие психологи Выготский и Лурия изучали то, как действует память человека. В частности наблюдали известного мнемониста Шерешевского, который мог запоминать огромнейшие последовательности слов, чисел, при чем они хранились у него в памяти годами. Об этом, кстати, рассказывается в книге Лурии «Маленькая книжка о большой памяти»
Сейчас выходит множество книг на данную тему, но стоит большого труда разобраться, насколько методы, даваемые в каждой книге новы и актуальны. Сейчас проводится множество чемпионатов, где люди разного возраста соревнуются чаще всего в том , кто за меньшее время запомнит какую-либо последовательность слов (в том числе иностранных), цифр или карт. Или же кто за ограниченное время запомнит больше и правильнее. Особенно подобные забавы развиты в США, где их организаторы (а часто по совместительству они же авторы учебников) хорошо зарабатывают на рекламе.
Список литературы:
Никита Петров. Развитие памяти и мнемотехника, -М.:ФТК, 2009
Олег Степанов. Мнемоника. Правда и вымыслы. Журнал «Интеллектуальные игры», 1993
Франсес Йейтс. Искусство памяти – СПб.: Университетская книга, 1997
Від редакції. Зрозуміло, що розвиток мислення, який тісно пов’язаний з розвитком пам’яті, передбачає гармонійний розвиток усієї сфери ментальної діяльності людини. В останні роки у зв’язку з уведенням незалежного оцінювання знань розповсюдилося тестування як метод встановлення рівня навченості учнів.
Разом з цим посилилася й критика тестів, яка найчастіше ґрунтується на тому, що тести призводять до механічного запам’ятовування певного об’єму відомостей та алгоритмів і не сприяє розвитку логічного та критичного мислення.
Але, виявляється, що можуть бути запропоновані такі тести, які не просто розвиватимуть мислення, а й будуть при цьому цікавими і навіть захоплюючими.
А втім, ці підходи, напевно, мають вже свою історію – згадайте Алісу Льюіса Керролла у країні чудес: «Глокая куздра будрячить куздреня» – пам’ятаєте?
Ми вважаємо, що наступна стаття Ю.П. Мінаєва, яка знайомить з оригінальним авторським підходом до вирішення питання щодо розвитку мислення за допомогою незвичайних тестових завдань, викличе у вас бажання самим розв’язати незвичайні тести або запропонувати їх учням. Спробуйте й самостійно придумати подібні тести і надішліть їх нам.
Ми плануємо також включити подібні тестові завдання до завдань нового Всеукраїнського конкурсу «Технік-юніор», який відбудеться 9 квітня 2010 року (дивись оголошення в журналі).
Нам здається, що усі три статті цієї рубрики журналу, які писалися авторами без будь-якої домовленості, поєднані одна з одною з точки зору психологічного підґрунтя навчання.