Крок за кроком до Ломоносова.
Step by step to Lomonosov.
Шаг за шагом к Ломоносову.
ТЕОРИЯ ЦВЕТА ПО М.В. ЛОМОНОСОВУ
…Следовать за мыслями
великого человека есть
наука самая занимательная
А. С. Пушкин
«Нельзя не оценить ее остроумия, глубокой оригинальности, а главное — интуитивного угадывания акта связи, резонанса между светом и веществом», – так писал о теории цвета М.В. Ломоносова выдающийся российский физик-оптик С.И. Вавилов. По поводу неточностей этой теории Вавилов замечает: «Ясно, конечно, что Ломоносов смешал физические характеристики элементарных цветов, найденные Ньютоном (различное преломление и различную длину волны света), с их физиологическими характеристиками».
Чтобы представить себе, как объяснял М.В. Ломоносов цвета, обратимся к его докладу, произнесённому на заседании Российской академии наук под названием: «Слово о происхождении света, новую теорию о цвèтах представляющее, в публичном собрании Императорской Академии наук июля 1 дня 1756 года, говоренное Михайлом Ломоносовым».
Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из собственного понимания физической природы света: «Невтоновой теории в рассуждении цвèтов держится. Я больше, нежели г. Эйлер, в теории цветов с Невтоном не согласен…»
«Живописцы, — писал Ломоносов, — употребляют цвèты главные, прочие чрез смешение составляют; то в натуре ли положить можем большее число родов эфирной материи для цветов, нежели она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет?»
Как видим, М.В. Ломоносов полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, а также потому, что хорошо видел, как на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных. Дальше приведём цитаты из «Слова о происхождении света…» и краткий комментарий к ним.
Вот как искал Ломоносов зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него: «Преломление света призмами с надлежащею точностью показывает тройственное число первообразных простых цвèтов, явствует оное в телах, огнём разрушаемых… Когда горит свеча, дерево или другое тело, в самом пламени жёлтый, между углями и жёлтым голубой… В углях кислая материя движет совместимый себе эфир красный…»
Ломоносов нащупывал пути познания явлений физиологической оптики, пытаясь связать физиологическое ощущение цвета с химизмом нервной ткани глаза. В своем «Слове о происхождении света» он утверждает, что порожденные взаимодействием эфира и вещества цвета, в свою очередь действуя «в оптических нервах» на содержащиеся в них «материи», произведут соответственно «чувствие» (ощущение) того или иного основного или смешанного цвета. Этим Ломоносов предвосхитил дальнейшие утверждения Юнга, сделанные лишь в начале XIX века, о необходимости наличия в нервах глаза трех различных светочувствительных веществ и о взаимодействии их с электромагнитным полем (Ломоносова считал, как это было принято в его время, что это «коловращения эфира»).
Сравните эти подходы Ломоносова с содержанием статьи Евгения Петровича Соколова «Два графа».