ЛЕОНАРДО — ЗАГАДКИ ГЕНИЯ

Светлана Белоус

Помню, как однажды я проснулся в своей колыбели.
Мне почудилось, что большая птица раскрыла
крылом мне рот и погладила перьями по губам.
Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи практически не оставил заметок, имеющих отношение к собственной жизни. Возможно, они просто не сохранились, т.к. бόльшая часть его архива утрачена. Однажды, излагая на бумаге теорию формирования рек, он обронил название деревни, в которой жил в детстве – Анхиано, –  и тут же зачеркнул это слово. Однако Бог действительно благословил его на великое творчество во всём, что только было ему доступно, и крыло, почудившееся младенцу, наверное, было крылом ангела…
Дата рождения Леонардо – 15 апреля 1452 года. Место рождения – окрестности городка Винчи. Загадки, связанные с Леонардо, начинаются с первых дней его жизни. Однако то, что Леонардо был незаконнорожденным сыном известного и богатого нотариуса Пьеро да Винчи (Пьеро из Винчи) считается доказанным, т.к. сохранилась запись в налоговом реестре, относящемся к 1457 году, которая подтверждает это. Имя его матери точно неизвестно. Биографы гения называют её молодой крестьянкой по имени Катерина. В Винчи же любят рассказывать, что она была хозяйкой таверны. Некоторые искусствоведы находят образ матери на картинах Леонардо. Мальчика рано лишили матери – в четыре года он переселился в дом отца, который был женат, но не имел детей в этом браке. Известно, что Пьеро да Винчи всего был женат четыре раза, при этом три его жены умерли, и кроме Леонардо у него был ещё дети – девять сыновей и две дочери.
Леонардо посещал начальную школу, scuola d’abaco г. Винчи, любил рисовать и лепить, играл на музыкальных инструментах, изучал основы некоторых ремёсел. Систематического образования Леонардо не получил, т.к. внебрачным детям нельзя было обучаться в университете. Можно сказать, что Леонардо был самоучкой. Кроме того, он изобрёл собственный «стиль» письма. Писал левой рукой, да к тому же ещё и справа налево, в зеркальном отражении. Поэтому рукописи Леонардо да Винчи читают при помощи зеркала. Его записи содержат ошибки, сокращения собственной системы и слова тосканского диалекта; при этом отсутствуют знаки препинания, кроме редких точек.
Самый образованный человек своего времени, Леонардо да Винчи, был самоучкой, жадно изучая и исследуя всё, что ему казалось интересным. Для него «неграмотность» означала неиспорченность, свободу от чужих идей и заблуждений. Он с гордостью подписывался «Leonardo Vinci dissepolo della sperientia» – «Леонардо Винчи, ученик опыта».
С 1466 года Леонардо учится во Флоренции и работает в конторе отца напротив дворца Барджелло. Одновременно он обучается математике, удивляя учителя своими способностями и оригинальностью вопросов. Кроме того, Леонардо продолжает рисовать каждую свободную минуту.
Как пишет в книге «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, сер Пьеро отобрал несколько рисунков сына и «отнёс их Андреа Верроккьо, который был его лучшим другом, и настоятельно попросил ему сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов». Поражённый теми великолепными задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа сразу же договорился, чтобы мальчик поступил к нему в мастерскую. Леонардо тут же сделал это «с отменной охотой и стал упражняться… во всех областях, куда входит рисунок». Верроккьо – скульптор, живописец, ювелир – был известен тем, что его мастерская была центром самых передовых аналитических поисков в искусстве. Здесь изучали анатомию, перспективу, оптику. Верроккьо считался лучшим рисовальщиком своего поколения и был очень известным и хорошим педагогом: у него учились известные живописцы Перуджино и Гирландайо. Леонардо числился в списках учеников Верроккьо с пятнадцатилетнего возраста в течение девяти лет. Однако, ещё будучи учеником, он превзошёл своего учителя.
Джорджо Вазари, автор жизнеописаний знаменитых живописцев Возрождения, пишет, что когда Верроккьо писал образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, то по его поручению Леонардо написал на этой картине одного из ангелов (крайнего справа), который вышел намного лучшим, чем фигуры Верроккьо. Маленький, одетый в голубые одежды ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений.
Гениальность Леонардо да Винчи ярко проявлялась во всём, чем бы он ни занимался. Вот как пишет о нём Вазари:
«И в самом деле, дивным и божественным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи, и он достиг бы великих свершений в науке и сочинительстве, не будь он таким многосторонним… Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек,
как ниспосланные свыше, так и врожденные, – или нет, всё же
сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном
человеке: красота, грация, талант – были таковы, что, к чему
бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое
его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей
позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Его Джоконда и до сих пор есть предметом исследования не только для живописцев и искусствоведов, но для психологов, математиков, историков. Его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Как рисовальщик-график Леонардо достиг непревзойдённых высот, огромное наследие в виде картонов и страниц дневника, заполненных рисунками-штудиями, анатомическими деталями, чертежами различных изобретений, приборов, машин, архитектурных проектов, которые в последнее время активно исследуются и анализируются.
Значение Леонардо как гениального инженера и архитектора было, пожалуй, осознано лишь в ХХ веке, практически через полвека после его смерти. Невозможно в журнальной статье охватить всю многогранность гения. Поэтому здесь мы хотя бы кратко обсудим наследие Леонардо как инженера и философа, изучающего законы природы и пытающегося создать собственную модель мироздания.
Сейчас известно по разным оценкам 7000-10000 страниц уцелевших дневников Леонардо, находящихся в разных коллекциях. Все записи Леонардо были оставлены им любимому ученику – Франческо Мельци. Но после смерти Мельци рукописи исчезли и лишь в ХІХ веке они начали появляться, причём их владельцы сначала не смогли представить, каким сокровищем они обладают. Один из первых исследователей этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: «Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом – это чудо, но написано навыворот, так дьявольски, что не один раз я тратил целое утро, чтобы понять и скопировать две или три странички».
Мы приведём здесь лишь очень малую часть информации об этом достоянии, к сожалению, большей частью рассеянной в веках.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ ПОТРЯСАЮТ ПЛАНЕТУ

Владимир Стародубцев

Пока дискуссии о вероятности и масштабах изменений климата происходят как на локальном, так и на международном уровне, реальные экстремальные погодные явления буквально потрясли в этом году всю планету. Уже начало 2010-го года «отличилось» чрезвычайно сильными морозами в восточной и центральной Европе, включая и Украину, а также на границе Канады и США в Южной Африке. Отклонения от средней температуры в январе 2010 года показали, что именно Украина стала в нынешнем году «полюсом холода» на планете, а Гренландия, наоборот, стала полюсом тепла в самый зимний месяц. Летом нынешнего года чрезвычайно сильная жара испытывала украинцев на прочность в течение июля и августа. И не только украинцев. Очень сильная жара держалась в первой половине июля в Западной Европе, на Ближнем Востоке, на восточном побережье США и Канады, в Бразилии и других странах.
Но настоящая драма разыгралась в конце июля и в августе, когда жара и сильнейшая засуха уничтожили четверть урожая в России, не менее 10% урожая в Украине. Пострадали урожаи зерновых культур и во многих странах мира. А затем пришли невиданные доселе пожары на огромных пространствах Российской Федерации, на Пиренейском полуострове, в Австралии и даже в Африке.
Но не только температурные аномалии испытывали в нынешнем году население Земли. Периоды сильной засухи чередовались с неделями настоящего «потопа» во многих странах В начале лета недели беспрерывных и сильных ливней затопили Польшу, Словакию, Австрию…
Мощное наводнение отмечалось в бассейне Дуная, создавшее угрозы жителям и экономике даже в украинской части дельты Дуная. А в конце лета вновь волна дождей залила Германию, Голландию, Бельгию. А настоящая трагедия разыгралась с началом муссонных дождей в юго-восточной Азии. Беспрерывные и сильные ливни в верховье реки Инд (в пределах Пакистана) привели к гибели более 1700 человек, разрушили жилье около 2 миллионов пакистанцев, более 10 миллионов населения было вынуждено покинуть временно затопленные территории. Естественно, что погиб почти весь урожай в этом регионе, много скота, создалась угроза голода. Нелегкие испытания выпали и на долю населения в юго-западных провинциях Китая из-за длительных ливней и вызванных ими затоплений. Не обошлось здесь и без огромных оползней вследствие перенасыщения земли водой.
В районах же, где сильная жара совпала с засухой, начались сильные пожары в лесах и степях. Большие площади лесов и кустарников в юго-восточной части Австралии были сожжены за несколько недель. До сих пор идет нелегкая борьба с пожарами в Португалии, Греции, Испании. А приход сухого периода в субтропики Африки привел к многочисленным пожарам в саванне, зафиксированным спутниками из космоса.

Необычно высокие в нынешнем году температуры в северных широтах нашей планеты ускорили таяние ледников, что хорошо видно на космическом снимке ледника в Скандинавии. Такие же процессы происходили в Гренландии, на севере Канады и в других регионах.

Уникальный процесс наблюдался в нынешнем году и в бассейне многострадального Аральского моря. На протяжении 50 лет море усыхало, ландшафты Приаралья опустынивались, а на обсохшем дне Арала сформировалась настоящая песчано-солончаковая пустыня. Но необычно большое количество осадков в горах Тянь-Шаня и Памиро-Алая весной и летом 2010-го года обусловили резкое увеличение стока рек Сырдарьи и Амударьи. В результате речная вода дошла и до страждущего высыхающего моря. И в первые за 50 лет уровень моря немного повысился (очевидно, не очень надолго).
Таким образом, природа ярко подтвердила в текущем году, что экстремальные погодные явления на нашей планете происходят все чаще, и проявляются все более мощно. Поэтому обществу следует готовиться и приспосабливаться к таким изменениям климата, чтобы обезопасить себя от тяжелых последствий.

ВАСИЛЬ СТУС – НЕЗЛАМНІСТЬ ДУХУ

До 25-ї річниці смерті
СТОРІНКИ ЖИТТЯ У ДОКУМЕНТАХ, СПОГАДАХ, ВІРШАХ
Його вірші практично не публікувалися при житті.
До цього часу не видано повного зібрання його творів.
І сьогодні невідомо, як саме і ким він був закатований у таборі суворого режиму.
Йому не встигли присудити Нобелівську премію, бо він загинув…

НА СМЕРТЬ ПОЕТА

Умирають в тюрмі поети…
Умирають в тюрмі пророки…
І ніхто, десь, на всій планеті
Не зуміє сказати, доки?
Доки будуть на душогубства
Християни дивитись мовчки,
Нахвалятися братолюбством
І дружити з поріддям вовчим?
Доки будуть молити Бога,
Хоч не жде Він від нас молитви?..
Те, що жде Він – це перемога,
Перемога на полі битви.
Хтось забрав нам слова високі
Й дав їх іншим на цій планеті…
Умирають в тюрмі пророки,
Умирають в тюрмі поети…
Святослав Караванський

Василь Семенович Стус народився в селі Рахнівка Гайсинського району на Вінниччині на Різдво – 6 січня 1938 року. У 1939 році батьки — Семен Дем’янович та Ірина Яківна — переселилися в місто Сталіно (нині Донецьк), аби уникнути примусової колективізації.
У 1944–54 р.р. Василь навчався у міській середній школі № 265 і закінчив її зі срібною медаллю. Василь вступив до історико-літературного факультету педагогічного інституту міста Сталіно (Донецька).

…Перші уроки поезії – мамині. Знала багато пісень і вміла дуже інтимно їх співати. Пісень було стільки, як у баби Зуїхи, нашої землячки. І таких самих. Найбільший слід на душі – од маминої колискової «Ой, люлі-люлі, моя дитино». Шевченко над колискою – це не забувається. А співане тужно: «Іди ти, сину, на Україну, нас кленучи» – хвилює й досі… Перші знаки нашої духовної аномалії, журба – як перше почуття немовляти в білому світі. Це були – враження од дитинства. Гарного дитинства.
Шкільне навчання – вадило. Одне – чужомовне, а друге – дурне. Чим швидше забудеш школу, тим краще. В четвертому класі щось заримував про собаку. По-російському. Жартівливе. Скоро минуло. Відродилося в старших класах, коли прийшла любов.
Інститутські роки – трудні. Перша публіцистика віршована – позови з історією. Захоплення Рильським і Вергарном. Ще чогось прагнув безтелесий дух. І знову ж – любов. Стужілий за справжньою Україною, поїхав учителювати на Кіровоградщину, поблизу Гайворона. Там витеплів душею, звільнився од студентського схимництва. Армія – прискорила. Почувся мужчиною. Вірші, звичайно, майже не писалися, оскільки на плечах – погони. Але там прийшов до мене Бажан. Тоді ж – перші друковані вірші – 1959 рік.

СЛОВО О ГРИНЕ

Алла Ненада,
заместитель директора
музея А.С. Грина
по научной работе

К известным именам художников слова ХХ век добавил ещё одно заветное имя – Александр Грин. Ушедший век, который отличился разрушением святынь, послал в мир своё особенное дитя – светлым силам требовался настоящий Рыцарь Духа…
- Когда я осознал, понял, что я художник, – говорил Грин, – хочу и могу им быть, когда волшебная сила искусства коснулась меня, то всю свою последующую жизнь я никогда не изменял искусству, творчеству… – я никогда не забывал слов Брюсова поэту: «Да будет твоя добродетель – готовность взойти на костёр!»
Творчество Грина было нацелено на единственное: «разгадать», почувствовать Прекрасное, и во времени, отпущенном судьбой, дать ему новый могучий свет, новые силы торжества.
Грин явил нам «в белый утренний час» Паруса надежды. Прислал в нашу бушующую штормами ночь женское божество – Фрези Грант, не боящуюся «ступить ногами на бездну».
В счастливое мгновенье встречи родных сердец мы слышим оркестр Циммера, его волшебную виолончель. И даже печальные вечера не оставят нашу душу без музыки – вечерами Циммер играет на скрипке…
А для нашего «полдня», на вершине ощущения Жизни, – во всём великолепии страсти звучит ослепительное гриновское Фанданго!..
«Чёрный алмаз» – так называет Грин рассказ о вдохновенной силе музыки. «Чёрный алмаз» – характерный этико-эстетический символ Грина, это борьба мрака и света, души, излучающей свет, и другой души, мрачной, способной сделать чёрным даже солнце. И здесь Грин возвращается к образу: прерванность любви как прерванность музыки. Музыка у Грина стремится к наивысшей полноте выразительности. И это отвечало музыке современной эпохи.
А.С. Грин оставил живописцам мучительное и счастливое право оживлять, переводить на язык своего искусства его картины; музыкантам – услышать и записать на нотную бумагу его мелодии; кинематографистам – весь живой мир в целостной гармонии единства. А сам писатель – как феномен художника слова – остаётся жить в неприкосновенной гамме своих состояний, в необычайно сложно сплетённом узоре мысли, интуиции, чувства, в том сложном явлении творчества, которое Грин называл «сверкающей человеческой душой, выраженной художественным усилием».
Ток гриновского обаяния, первозданность таланта, чудодейственная доброта – влекут к нему живые души отовсюду.
В Доме Грина – его феодосийском музее – это особенно очевидно: вдохновляющая власть художника, его великая объединяющая энергия, воспринятая читателями, ощущается в многотомных музейных книгах отзывов, перемежая человеческие поколения, языки и страны, создают уникальную летопись Признания в любви. Грин был прав: «Писатель – тот, в ком много людей».

ДОМ ГРИНА

Елена Светличная

В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил,
открыт волшебный музей… Музей парусников и шхун,
где из угла выступает нос корабля,
где живут морские фонари, канаты и подзорные трубы,
унося с собой посетителей в карту Гринландии
с новыми мысами и проливами, с городами
Гель-Гью, Лисс, Зурбаган…

Анастасия Цветаева

Музей в современном мире – это уникальное культурологическое явление. Феодосийский литературно-мемориального музей А.С. Грина был открыт 9 июля 1970 года, в доме, где более четырёх лет жил писатель. Дому Грина было предопределено стать музеем совершенно необыкновенным. Основатель Гриновского Дома, создатель его экспозиции, Геннадий Золотухин и автор проекта оформления музея известный художник Савва Бродский силой своего воображения, увлечённости, энтузиазма – да просто таланта! – сумели создать удивительный музей-корабль, воссоздали блистающий мир мечты Грина.
Небольшие комнаты-каюты со строгим интерьером, который создан за счёт использования темного дерева и беленых стен, замысловатые морские узлы и плетения сизальского каната, модели парусников. Рядом с книгами – морские приборы и карты, раковины, маячные фонари. Напротив входной двери – «Роза ветров», указывающая направление сторон света. На стенах и потолке – рельефное панно-карта фантастической страны Гринландии… Материки, бухты, проливы, затерянные в Великом океане архипелаги и острова. Знаменитые города Лисс, Зурбаган, Гель-Гью, Покет… Совершив воображаемое путешествие по морям и дорогам Гринландии, поднимаемся в «Трюм фрегата»… в сумеречном свете фонарей, на стенах, покрытых вантами, выступают силуэты барка, фрегата, бригантины.
Рядом – рабочий кабинет писателя. Это единственная мемориальная комната в музее. Обстановка ее простая и скромная. В углу – ломберный стол, покрытый зеленым сукном. За ним Грин писал. На книжных полках – небольшая подборка русской и зарубежной беллетристики. В стенном шкафу – многотомный словарь Брокгауза и Эфрона, любимое чтение последних лет. Сундук для рукописей, два венских стула, жесткая кушетка, у окна – кресло для отдыха. Стены украшены репродукциями старинных гравюр с изображениями морских пейзажей.
В следующей комнате, «Каюте странствий», начинается литературная экспозиция – рассказ о детстве и юности писателя. В «Клиперной» – как символ свободы человеческого духа – парит модель первого гриновского парусника – клипера «Аврора», – с которого матрос Тарт, герой рассказа «Остров Рено», шагнул на землю, полную сокровищ первозданной, торжествующей природы.
И «магический кристалл» музея – модель галиота «Секрет» под алыми парусами – символ веры Грина в человеческое счастье, в мечту и сказку, которая может стать реальностью.
У входа в «Каюту капитана» возвышается «ростра» – носовая часть парусного корабля, выполненная почти в натуральную величину. А внутри «Каюты» – старинные кресла, стол, украшенный инкрустацией, медный иллюминатор, английская подзорная труба, барометр, на полке – книги и звездный глобус. Эта комната первоначально служила рабочим кабинетом Грину. Здесь рождались страницы романа «Бегущая по волнам», одного из самых тонких, поэтичных, истинно гриновских произведений. В одном из писем Грин говорил о начатой работе: «Я пишу о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая»…
В 1981 году в Феодосии на стене музейного здания появилось живописно-скульптурное панно «Бригантина». Так родился «Гриновский квартал». Бушприт как бы вплывающего в город корабля словно утверждает здесь право на чудесную неожиданность, праздник, ожившую сказочную мечту.
Благодаря постоянной творческой работе коллектива музейщиков, музей стал культурным центром Юго-Восточного Крыма, приобрёл известность во всех странах, где знают и читают Грина. Приезжающие в Феодосию обязательно приходят в Дом Грина, а своим друзьям советуют обязательно побывать в нём. Музей объединил творческих людей, сплотил содружество писателей и музыкантов, поэтов и художников. Яркий, карнавальный, романтический фестиваль «Встречи в Зурбагане», который ежегодно проводится на музейной площади, стал международным и проходит всегда с большим успехом.

ТЕОРИЯ ВЗГЛЯДА СО СТОРОНЫ

Юрий Минаев, Роман Лутай, Ирина Кенева


Наше исследование началось с наблюдений в ванной комнате за тем, как изменяют свою видимую форму предметы при погружении их в воду. Если, лёжа в ванне, посмотреть на кисть собственной руки, погружённой в воду, то её вид будет заметно отличаться в зависимости от того, горизонтально расположить пальцы или вертикально. При горизонтальном положении пальцы кажутся длинными и тонкими, а при вертикальном – короткими и толстыми.
Интересно было наблюдать за тем, как изменяет форму палец при опускании его в вертикальном положении из воздуха в воду. Мало того, что подводная часть пальца явно меньше своих естественных размеров. При равномерном опускании пальца в воду его конец в воде явно движется неравномерно! В самом начале погружения скорость пальца заметно меньше скорости его движения, когда палец практически полностью погружён в воду.
Эту оптическую иллюзию легко может пронаблюдать каждый. А вот рассчитать все особенности наблюдаемого искажения, создать его математическую модель – это показалось нам интересным!
Мы решили, что подобное поведение вертикально расположенного погружающегося пальца должно быть связано с тем, что смотрим мы на него, не сильно высунув голову из воды.
В задачниках по физике встречаются задачи подобные такой: «Кажущаяся глубина водоёма 3 м. Какова его истинная глубина?». В таких задачах предполагается, что наблюдатель смотрит на дно водоёма вертикально вниз. В этом случае истинная глубина оказывается в n раз больше кажущейся, где n – показатель преломления воды. Следовательно, если смотреть практически сверху на вертикально погружающийся палец, то при равномерном движении кисти кажущаяся скорость конца пальца должна оставаться постоянной, хотя она и будет в n раз меньше истинной. Мы же наблюдали явную зависимость скорости от глубины погружения.
Связав обнаруженный эффект с тем, что наблюдение за погружающимся в воду пальцем велось далеко не сверху (глаза были близко к воде), мы решили разработать «Теорию взгляда со стороны».

ПОИСК ЗАВИСИМОСТИ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ СОЛНЕЧНЫХ ПЯТЕН ОТ ПЛОЩАДЕЙ ИХ ТЕНЕЙ

Артём Мохнаткин

В исследовании рассматривается зависимость угловой скорости солнечного пятна от его площади. Для нахождения тенденций зависимости были использованы данные из архива Гринвичской обсерватории (The Greenwich Heliophysical Observatory Archives) и SOHO (Solar and Heliospheric Observatory Европейского космического агентства и НАСА). Разработано программное обеспечение для соответствующей обработки изображений диска Солнца в континууме, полученных из научного архива SOHO.
Недостаточная изученность вопроса зависимости угловых скоростей солнечных пятен от их площадей делает работу в этой области исследований физики Солнца актуальной.

Дифференциальное вращение Солнца

Средний сидерический период Солнца – 27 суток. Однако вращение Солнца вокруг собственной оси дифференциальное. Впервые такую особенность во вращении Солнца отметил в 1863 году Р. Кэррингтон, за что подобное вращение было названо Кэррингтоновским. Наблюдать вращение Солнца вокруг собственной оси можно по смещению активных областей Солнца и благорадя эффекту Доплера, который особенно ярко заметен у краёв диска Солнца (там лучевая скорость плазмы наибольшая). Линии спектра восточного края диска Солнца смещаются в коротковолновую часть спектра, а линии спектра западного края диска – в длиноволновую.

Магнитное поле Солнца и образование активных областей

Все движения плазмы в конвективной зоне можно разделить на: дифференциальное вращение, меридиональную циркуляцию и стохастические движения (турбулентную конвекцию). Все эти движения плазмы конвективной зоны в совокупности формируют общее магнитное поле Солнце. Дифференциальным вращением конвективной зоны полоидальное магнитное поле начинает растягиваться, силовые линии начинают наматываться вокруг Солнца. Далее из полоидального магнитного поля образуется тороидальное, которое потом постепенно усиливается. Позже из тороидольного магнитного поля снова возникнет полоидального, и цикл замыкается. Такой цикл имеет период около 22 лет (цикл Хейла).
В процессе образования тороидального магнитного поля силовые линии закручиваются в магнитные жгуты. Учитывая, что магнитное поле генерируется по всему объёму конвективной зоны, основание магнитных жгутов должно находиться у границы конвективной зоны и зоны лучистого переноса (зоны тахоклина), на глубине около 0,3 R Солнца.
Под действием магнитной плавучести фрагменты магнитных жгутов с сильным магнитным полем всплывают из глубин конвективной зоны на её поверхность, в фотосферу. Условием всплытия со дна конвективной зоны является напряжённость магнитного поля B>10^5 Гс. Натяжение закрученных силовых линий приводит к тому, что при выходе на поверхность магнитный жгут хотя и расширяется, но не распадается совсем, а превращается в одну или несколько магнитных трубок сравнительно небольшой толщины. В местах всплывания магнитного жгута над поверхностью конвективной зоны в солнечной атмосфере образуются активные области (АО). В Фотосфере АО проявляются в виде факелов и солнечных пятен (sunspot).
Солнечное пятно по своей структуре можно поделить на две основные части – тень (umbra-область) и полутень (penumbra– область). Тенью называется темное ядро солнечного пятна, занимающее в среднем 0.17 общей площади пятна. Яркость тени составляет всего 5 – 15% яркости фотосферы в видимом свете. Полутенью называется внешняя, более светлая часть солнечного пятна.

АСТРОФИЗИКА КАК СПОСОБ ЖИЗНИ

Валентина Владимировна Прокофьева-Михайловская

Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…
М.В. Ломоносов

Детство

Когда меня попросили написать воспоминания, я долго думала: о чем же писать? Что может быть интересным будущему читателю? Что такого важного или интересного в своей жизни я сделала, чтобы это было интересно другим?
И вот один из ответов. А что, если поставить вопрос: «Почему я попала в КрАО и почему стала астрофизиком?» – и попытаться объяснить, какие силы двигали поколением, к которому я принадлежу. Вот и пробую выполнить такую задумку. А уж вы, дорогие читатели, судите, справилась ли я со своей задачей.
Каждый человек является отражением своей эпохи. Какие же особенности «моей» эпохи прошли через мою жизнь?
Детские годы в Ленинграде – годы предвоенные, когда предчувствие войны витало в воздухе. Жить было трудно, но можно, и жизнь улучшалась с каждым годом. За год до начала войны в магазинах появились разные товары. Мама (Лидия Эдуардовна Михайловская) купила кое-какую одежду и радовалась, что ее надолго хватит. Мы жили тогда напротив здания 12 коллегий во дворе Ленинградского государственного университета (ЛГУ), а мама работала на кафедре теории упругости математико-механического факультета, где основала лабораторию оптического метода исследования напряжений.
Начало войны для меня, 12-летней девочки, было внезапным, как гром среди ясного неба, хотя старшая сестра Вера говорит, что все ожидали начала войны. Именно поэтому летом 1941 г. (как и предыдущим летом 1940 г.) мы не поехали в Евпаторию «на грязи», куда мама возила меня каждое лето, начиная с 1936 г., для восстановления парализованных в 5-летнем возрасте ног. Первый налет немецких самолетов мне хорошо запомнился, так как из окна нашей квартиры, выходившего в сторону гавани, были видны десятки ракет, пересекающих небосвод в разных направлениях. Это «пятая колонна» (то есть предатели) ракетами указывала самолетам цели для бомбометания. Потом мы, дети, участвовали в дежурствах на крыше нашего дома. Нам было дано задание – тушить зажигательные бомбы, что однажды, и удалось сделать. «Зажигалок», как их тогда называли, было много. С их помощью в городе были сожжены продовольственные Бадаевские склады. Пожар был хорошо виден с нашей крыши, впечатление его масштабности было потрясающим.
Старшая сестра Вера в августе 1941 г. уехала с Государственным оптическим институтом (ГОИ) в эвакуацию в г. Йошкар-Олу, а я с мамой и ее тетей, Александрой Васильевной Иконниковой, бабой, как я ее называла, осталась в Ленинграде. Эшелон ЛГУ, с которым мы должны были выехать из города, не успел уйти – кольцо блокады замкнулось. События разворачивались быстро: в ноябре умерла “баба”, а 2 февраля – мама. Мне об этом сказали одноклассницы, навещавшие меня. Я осталась одна. Проплакала несколько дней… Маму мертвую не видела, так как ее сразу отнесли в помещение, из которого умерших людей отвозили на Волково кладбище.
Спасла меня мамина доброта и ее постоянное желание помочь людям. Уже во время блокады, когда перестал ходить городской транспорт, мама разрешила жить в нашей 3-х комнатной квартире своим сослуживцам: супругам Рейхард. Они взяли меня в эшелон, который отправлялся 3 марта 1942 г. Он повез сотрудников университета к Ладожскому озеру. Там нас пересадили на машины, (я ехала в автобусе), и по льду Ладожского озера вывезли на Большую землю. Потом в специальном поезде в теплушках (так называли обыкновенные товарные вагоны) в течение месяца нас везли до Саратова, куда эвакуировался университет. Там нас «подкормили», и оттуда меня забрала старшая сестра Вера, узнавшая обо мне из телеграммы, посланной Рейхардами: «Михайловская скончалась, Валю привезли в Саратов». Вера жила в семье нашего отца Владимира Константиновича Прокофьева в г. Йошкар-Оле и работала в его лаборатории в ГОИ. Ездить в то время было трудно, и ей дали командировку на завод в Саратове.
По Волге на пароходе, а потом на поезде мы добрались до дома. На этом мои после блокадные скитания закончились. Я вошла в новую для меня семью моего отца. Детей было четверо: мы с сестрой и две девочки младше меня на два года и семь лет. Вторая жена моего отца, Лариса Васильевна, старалась одинаково относиться ко всем детям. Жили мы дружно. И до сих пор мы любим друг друга и общаемся, как родные.
Блокада, смерть матери, вход в другую семью, несомненно, оказали сильное влияние на формирование моего характера, придав ему черты самостоятельности, ответственности и, я бы сказала, взрослости. Дети блокадного Ленинграда взрослели очень быстро.
Три военных года в г. Йошкар-Оле, и вот, наконец, 8 мая 1945 г. грузимся вместе со всеми работниками ГОИ в эшелон и отправляемся в Ленинград. В 6 часов утра, 9 мая, на какой то станции слышим о капитуляции Германии, подписанной в Берлине. ПОБЕДА!!! Наконец-то! И мы едем домой. Великолепно!
В Ленинграде временно размещаемся в одной из лабораторий ГОИ, а потом нам дают трехкомнатную квартиру в доме на ул. Пестеля. На торце дома, выходившем на улицу и обращенном в сторону реки Фонтанки, была оформлена мемориальная доска в честь героических защитников полуострова Ханко. Из большого многоэтажного дома была восстановлена только часть, где на втором этаже и была расположена наша квартира. Остальная часть дома достраивалась пленными немцами. Лариса Васильевна часто посылала нас, детей, отнести им хлеба, а иногда зазывала кого-нибудь в квартиру и кормила. Ненависти к недавним врагам у нас не было. Была только жалость.
Училась я в средней школе №192 на ул. Моховой. Раньше здание школы и связанное с ней переходом здание Театра юных зрителей, принадлежали Тенишевскому училищу, где учились дети петербургской знати. Традиции в школе сохранялись, и уровень обучения был высоким. Например, в 9 классе нам преподавали экспериментальный курс педагогики и психологии, что мне впоследствии в жизни очень пригодилось.

КРИМСЬКА АСТРОФІЗИЧНА ОБСЕРВАТОРІЯ

В цьому році виповнюється 65 років відтоді, як 30 червня 1945 року, відразу після капітуляції гітлерівської Німеччини, за ініціативою Академії наук СРСР було прийнято рішення про створення Кримської астрофізичної обсерваторії (КрАО) і 102 роки від створення її теперішнього відділення на горі Кішка поблизу Симеізу в селищі Кацивелі, де зараз розташовано лабораторію радіоастрономії Науково-дослідного інституту КрАО.
Пошуки місця з прийнятним астрокліматом і мінімальним засвітлюванням від населених пунктів привели до другої гряди Кримських гір поблизу Бахчисарая біля села Партизанське (Мангуш), де в 1946 р. було розпочато будівництво обсерваторії і засновано селище Наукове. У 1955 р. відбулося офіційне відкриття обсерваторії (знов ювілей – 55 років!). На честь відкриття КрАО в ній було проведено І міжнародну астрофізичну конференцію. Потім подібних конференцій проводилося безліч, обсерваторія швидко увійшла до найбільш відомих обсерваторій світу. Молоді науковці з інших країн вважали за честь проходити навчання під керівництвом вчених з світовим ім’ям: академіка А. Б. Сєвєрного; відомого фотометриста, доктора фізико-математичних наук В.Б. Ніконова, одного із засновників вітчизняної (СРСР) школи спектроскопистів, академіка Міжнародної академії з астронавтики, доктора фізико-математичних наук В.К. Прокоф’єва та інших. Наукові роботи мали світовий рівень, авторитет обсерваторії був високим.
Зараз Науково-дослідний інститут «Кримська астрофізична обсерваторія» – найбільша в Україні. Обсерваторія має 11 телескопів для спостереження зір (зоряні телескопи – ЗТ), 4 сонячних (СТ), 1 гамма-телескоп (ГТ-48, 48 дзеркал діаметром 1,2 м), 2 радіотелескопи (РТ) і ще 3 телескопи.
Найкрупніший та найдосконаліший в Україні дзеркальний телескоп ім. академіка Г.О. Шайна (ЗТШ) має дзеркало діаметром 2,6 метра, на ньому працюють не тільки співробітники КрАО, а й вчені з інших обсерваторій України та Росії. ЗТШ увели в дію в 1961 р., В.Б. Ніконов був головою комітету по створенню дзеркального телескопу Г.О. Шайна. Селище Наукове позначено на географічних картах світу будь-якого масштабу, завдяки значущості КрАО.
КрАО – провідний науковий заклад України. Тут досліджують Сонце, далекі галактики, зорі, комети, відкривають малі планети і дають їм імена, слідкують за обертанням Землі та рухом її континентів, конструюють і виготовляють телескопи та прилади для спостережень і вимірювань з поверхні Землі і з космічних апаратів.
Саме в КрАО були зроблені відкриття, які збагатили світову науку. Так академік Андрій Борисович Сєвєрний, директор КрАО зафіксував тут пульсації Сонця, а М.А. Козирєв відкрив вулканічну діяльність на Місяці. Уперше тут були зафіксовані пилові бурі на Марсі й доведено, що «посиніння» атмосфери Марса пояснюються не її проясненням, а, навпаки, запиленістю (А.М Абраменко, В.В. Прокоф’єва-Михайловська). У 1992 році В.В. Прокоф’єва-Михайловська відкрила існування супутника астероїда 87 Сильвія, тоді за кордоном це не відразу було сприйнято, але зараз відомо багато подвійних астероїдів. І цей список відкриттів можна продовжувати і продовжувати…
Вчені КрАО були ініціаторами створення Малої академії наук, починаючи з перших її кроків, вони активно підтримували і СОЛА, і МАН.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ

Максим Дрёмов

Из истории детских журналов

В нашей семье сохранились детские журналы, которые когда-то выписывали мои родители. Они часто говорят, что сегодняшние журналы совсем не похожи на те, что они читали сами, в них меньше интересного, они почти не учат полезному. Не знаю, правы они, или нет, ведь всегда то, что читали, например, наши бабушки, не нравилось их детям. Точно так же и наши любимые журналы родителям могут казаться неинтересными.
Первый детский журнал в Российской империи, частью которой была Украина, появился в 1785 году, это было издание «Детское чтение для сердца и разума», оно выходило в Москве. Журнал просуществовал 4 года, и даже после того, как закрылся, его номера продолжали перепечатывать отдельными книгами — настолько большой был к нему интерес. Идею издавать журнал для детей подхватили другие литераторы, появились «Друг юношества и всяких лет» (1807—1815), «Друг детей» (1809), «Новое детское чтение». Может быть, нам бы сейчас те журналы показались не очень интересными — там было мало картинок, и считалось, что они необходимы для образования, потому что большинство людей тогда просто не умели читать. Эти журналы родители читали вместе со своими детьми, и часто им приходилось объяснять непонятное чуть ли не в каждом абзаце.
Позже журналы стали разнообразнее по содержанию. Например, в журнале «Друг юношества» публиковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и другим наукам. Правда, часто статьи были скучными. Журнал «Библиотека для воспитания» (1843—1846) был посвящен истории, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности статей, составляющих журнал». «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858—1862 годах, он печатал рассказы русских и иностранных писателей, а также сказки Андерсена, Гофмана, братьев Гримм. Известными были журналы «Задушевное слово», «Доброе утро», «Жаворонок» и др. После революции 1917 года, когда поменялся государственный строй, главным считалось не только образовывать и учить детей, но и приучать их по-новому смотреть на жизнь.
В 1922 г. в Москве и 1923 г. в Петрограде вышли два журналы «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные пионерскому движению — организации, которая объединяла детей и воспитывала их как строителей новой страны. Но позже самыми популярными стали журналы «Еж» (1928—1935) и «Чиж» (1930—1941). Писатель Николай Чуковский говорил, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литера­турных, детски озорных детских журналов». С самого начала выпуска журнала «Еж» редакция выработала привычку говорить со своими читателями как с равными — непринужденно и весело, без скучных нравоучений и сюсюканья. Создатели журнала предпочитали о серьезном говорить весело, о сложном — доступно, ценили в человеке активную жизненную позицию. В 20-е годы рождаются журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», в 30-е годы — «Красные зори», «Костер». И они, и многие другие издавались десятилетиями. Наши мамы и папы выписывали «Веселые картинки», «Юный техник», «Пионер», и другие журналы. Их, было немало, но все-таки меньше, чем сегодня. В них почти не встречались комиксы (исключение «Мурзилка» и «Веселые картинки»), было много статей, рассказов, информации о различных событиях, касавшихся детей.
Сегодня не так уж много детских журналов могут похвастаться тем, что просуществовали больше 5 лет: слишком много их, слишком часто они используют одни и те же приемы, чтобы привлечь читателя, среди них мало тех, которые выделяются, и не только привлекают, но и удерживают читателей. О том, что нравится, и о том, чего не хватает в них, я и попытался рассказать в этой работе.