ИСТОРИЯ ОДНОЙ МИСТИФИКАЦИИ
Альбина Олбеус
О тайном догадывайся по явному
Солон, афинский законодатель, VI в. до н. э.
Замечательные люди, талантливые и неординарные, наследием которых мы дорожим, часто представляются нам схематично-предсказуемыми даже при жизни. Их черты характера, недостатки и достоинства расплываются и деформируются, искажаясь россказнями и домыслами, а более всего линзой времени, потом и вовсе исчезают вместе с воспоминаниями уходящих из жизни современников…
Не прошло ещё и века после смерти Максимилиана Волошина, ещё недавно старики из Коктебеля вспоминали и его мать, и жену Марию Степановну, и весёлое сообщество шумных гостей. Ещё передаются изустно рассказы о поэте, похожем то ли на олимпийского небожителя, то ли на врубелевского Пана, одетом в какой-то балахон, с жгутом из полыни, поддерживающим кудрявую копну волос и с посохом в руках. О поэте, который бродил окрестностями Феодосии, а перед этим прошёл всю Европу и даже Азию. О поэте, который писал «статьи, похожие на стихи, стихи, похожие на статьи» (по замечанию И. Эренбурга). О поэте, который вначале видел свою просветительскую миссию в проповедях «буддизма, католичества, магии, масонства (он и сам был принят в масонский орден), оккультизма, теософии…». Правда, в зрелом возрасте Волошин вернулся в Православие, хотя оно и уживалось в нём с антропософскими идеями.
В конце ХIХ – начале ХХ века в интеллигентских кругах были в большой моде мистические настроения, теософия, медиумы, беседы с духами на спиритических сеансах и прочая мистика. Но рядом с таинственностью эзотерических учений (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний) в среде молодых жизнерадостных людей жила потребность в розыгрышах и мистификациях, похожих на весёлые обманы резвых детей. Помните известную присказку: «Обдурили дурака на четыре кулака»?
Такая тяга к мистификациям была в высшей степени присуща Максимилиану Волошину и культивировалась им в кругах близких друзей.