КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ
Максим Дрёмов
Из истории детских журналов
В нашей семье сохранились детские журналы, которые когда-то выписывали мои родители. Они часто говорят, что сегодняшние журналы совсем не похожи на те, что они читали сами, в них меньше интересного, они почти не учат полезному. Не знаю, правы они, или нет, ведь всегда то, что читали, например, наши бабушки, не нравилось их детям. Точно так же и наши любимые журналы родителям могут казаться неинтересными.
Первый детский журнал в Российской империи, частью которой была Украина, появился в 1785 году, это было издание «Детское чтение для сердца и разума», оно выходило в Москве. Журнал просуществовал 4 года, и даже после того, как закрылся, его номера продолжали перепечатывать отдельными книгами — настолько большой был к нему интерес. Идею издавать журнал для детей подхватили другие литераторы, появились «Друг юношества и всяких лет» (1807—1815), «Друг детей» (1809), «Новое детское чтение». Может быть, нам бы сейчас те журналы показались не очень интересными — там было мало картинок, и считалось, что они необходимы для образования, потому что большинство людей тогда просто не умели читать. Эти журналы родители читали вместе со своими детьми, и часто им приходилось объяснять непонятное чуть ли не в каждом абзаце.
Позже журналы стали разнообразнее по содержанию. Например, в журнале «Друг юношества» публиковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и другим наукам. Правда, часто статьи были скучными. Журнал «Библиотека для воспитания» (1843—1846) был посвящен истории, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности статей, составляющих журнал». «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858—1862 годах, он печатал рассказы русских и иностранных писателей, а также сказки Андерсена, Гофмана, братьев Гримм. Известными были журналы «Задушевное слово», «Доброе утро», «Жаворонок» и др. После революции 1917 года, когда поменялся государственный строй, главным считалось не только образовывать и учить детей, но и приучать их по-новому смотреть на жизнь.
В 1922 г. в Москве и 1923 г. в Петрограде вышли два журналы «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные пионерскому движению — организации, которая объединяла детей и воспитывала их как строителей новой страны. Но позже самыми популярными стали журналы «Еж» (1928—1935) и «Чиж» (1930—1941). Писатель Николай Чуковский говорил, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов». С самого начала выпуска журнала «Еж» редакция выработала привычку говорить со своими читателями как с равными — непринужденно и весело, без скучных нравоучений и сюсюканья. Создатели журнала предпочитали о серьезном говорить весело, о сложном — доступно, ценили в человеке активную жизненную позицию. В 20-е годы рождаются журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», в 30-е годы — «Красные зори», «Костер». И они, и многие другие издавались десятилетиями. Наши мамы и папы выписывали «Веселые картинки», «Юный техник», «Пионер», и другие журналы. Их, было немало, но все-таки меньше, чем сегодня. В них почти не встречались комиксы (исключение «Мурзилка» и «Веселые картинки»), было много статей, рассказов, информации о различных событиях, касавшихся детей.
Сегодня не так уж много детских журналов могут похвастаться тем, что просуществовали больше 5 лет: слишком много их, слишком часто они используют одни и те же приемы, чтобы привлечь читателя, среди них мало тех, которые выделяются, и не только привлекают, но и удерживают читателей. О том, что нравится, и о том, чего не хватает в них, я и попытался рассказать в этой работе.